Любой бизнес требует тщательного планирования, а удача любит подготовленных.
И автобизнес конечно же не исключение. Многие начинающие предприниматели недооценивают значимость предварительных расчетов и как следствие в дальнейшем допускают грубейшие ошибки. Именно планирование своей деятельности позволит вам избежать многих ошибок на пути становления бизнеса, детально проанализировать структуру вашего предприятия и требования рынка.
Для начала следует определиться, какие цели преследует ваше планирование (составление бизнес-плана) Бизнес-планы можно подразделить на две категории: составляемые для внутреннего пользования (для более детального представления вашего бизнеса для себя и ваших партнеров) и для инвесторов.
В первом случае более детально описываются такие практические моменты как внутренняя организация предприятия, распределение функций и прибыли и т.п. При написании бизнес-плана с целью получения инвестиций большее внимание следует уделить описанию рынка, уровню спроса и конкуренции, преимуществам вашего будущего бизнеса и подробным финансовым показателям (распределение затрат, объем предполагаемых выручек и прибыли, а так же уже имеющихся активов будущей фирмы(при их наличии)
Стоит отметить, что внутренний бизнес-план вам потребуется в любом случае и составлять его вы можете и должны (для детального понимания вашего и бизнеса и задач для его эффективного функционирования) сами, а вот для большей уверенности в положительном ответе инвесторов бизнес план для займов следует составлять с привлечением профессиональных составителей таких бизнес-планов. Далее приведена общая структура типового бизнес-плана.
Основные направления (задачи) планирования:
Часть 1 Изучение рынка (спрос и конкуренция)
Позволяет ответить на первые главные вопросы любого бизнеса:
— «Кому это нужно?» Требуется определить целевую аудиторию и хотя бы приблизительные количественные показатели.
— » Сколько таких нуждающихся?» (обычно чем больше спрос, тем рентабельней бизнес)
— «Что конкретно хотят потенциальные клиенты?»( чем лучше вы знаете запросы вашего клиента, тем лучше вы сможете удовлетворить их)
— «Сколько еще таких предприятий?» (Конкурентов всегда лучше знать «в лицо». Это позволит вам с одной стороны перенять их опыт, с другой выделиться на их фоне такими предложениями или услугами, которых у них еще не появилось)
Пункты бизнес-плана по данному разделу :
1 Общий обзор рынка
- Детальный обзор целевого сегмента
- Уровень конкуренции( общий и в конкретном районе)
- Уровень спроса на реализуемые услуги, потребности и запросы потенциальных клиентов
Часть 2. Планирование удовлетворения спроса.
Позволяет ответить на следующие важнейшие вопросы бизнеса:
«Как и за счет чего удовлетворить спрос?» или «Почему именно мои услуги будут пользоваться спросом?» Направления и приоритеты (теперь зная рынок и запросы клиентов вы должны определить с помощью каких именно действий и направлений работы вы с гарантией сможете удовлетворить спрос ваших потребителей. На этот вопрос отвечает разработка стратегии предприятия, и делиться она на внутренние и внешние задачи. То есть следует определить, на что обратить внимание при построении внутренней структуры предприятия и какие приоритеты расставить в направлениях работы с клиентами.
«Какие будут оказываться услуги и каким образом будет происходить обслуживание клиентов». Необходимо заранее сформировать перечень услуг и продумать эффективную систему обслуживания этими услугами ваших будущих клиентов.
Пункты бизнес-плана по данному разделу :
- Реализуемые услуги и система обслуживания потребителей
- Преимущества деятельности
Часть 3. Производственная база.
Планирование этого раздела позволяет ответить на следующие вопросы:
«Какое потребуется помещение, как и чем его оборудовать?» Исходя из перечня услуг и системы обслуживания вы сможете определить какое вам потребуется помещение, где оно будет находиться и составить перечень необходимого оборудования. Характеристики и инструкции по подбору помещения вы можете посмотреть здесь.
«Как сформировать эффективную структуру организации?» Для качественного и быстрого удовлетворения спроса потребуется правильно сформировать структуру вашего предприятия по отделам (управляющий аппарат, администрация, ремзона, бухгалтерия ). Каждый отдел должен выполнять свои функции и слаженно взаимодействовать друг с другом. Даже при наличии минимального штата функции данных отделов должны быть четко распределены и подконтрольны пусть и в узком кругу единственного подразделения .
Пункты бизнес-плана по данному разделу :
- Производственная база
- Структура организации
— Описание отделов, структурных подразделение
— Распределение, закрепление функций и задач за отделами, подразделениями
Часть 4. Рекламный план (поиск клиентов).
Необходимо заранее продумать все возможности клиентского поиска (наружная реклама, интернет-реклама, распространение рекламных листовок, «сарафанное радио», реклама в СМИ и др. рекламные каналы) Так же следует продумать маркетинговое продвижение ваших услуг(специальные акции, спецпредложения для клиентов), данное направление будет способствовать работе на привлечение потребителей ваших услуг и выгодно отличать от конкурентов. Однако не стоит забывать, что преимуществом №1 вашего предприятия должно быть прежде всего максимально высокое качество обслуживания ваших клиентов. Это позволит набрать постоянную базу потребителей и максимально усилить работу «сарафанного радио»
Данный раздел отвечает на следующие организационные вопросы :
«Что хочет увидеть и получить от вас потенциальный потребитель?». Ответ на данный вопрос в общем виде вы уже получили при составлении описания рынка, но не помешает еще раз напомнить себе и вашим партнерам чего ждет от вас клиент и применить эту информацию при составлении рекламных материалов.
«Какие способы и виды рекламы будут использоваться для ваших привлечения клиентов?». Составьте список рекламных мероприятий, проанализируйте их эффективность в соответствии именно с вашим сегментом услуг. Это направление следует проработать особенно детально, ведь если ваша реклама будет недостаточно эффективна, вы можете не получить нужного объема клиентов. Изучите рекламные каналы которые используют конкуренты, при необходимости проконсультируйтесь с маркетологами, рекламными профессионалами.
«Какие маркетингово-рекламные ходы и способы продвижения своих услуг вы можете использовать?». Посмотрите какие спецпредложения, акции, используют конкуренты, что-то вы можете взять на вооружение, что-то придумать сами. Существует множество примеров, когда продавцы объявляют акции и скидки и тем самым повышают уровень продаж и популярность своего бизнеса. Однако не забывайте, что каждая акция и скидка должна быть просчитана и проанализирована, дабы не разорить предприятия или не отпугнуть потребителя.
«Как распределить распространение рекламных материалов и рекламного бюджета?». Вопрос касается тех кто запланировал масштабную рекламную компания для своего автобизнеса. В этом случае требуется выбрать модель постепенного «вливания» рекламы и денежных средств, анализируя по ходу эффективность выбранных способов. Не следует «проплачивать» рекламную компанию на большой период целиком и сразу, прежде стоит убедиться в ее эффективности.
Пункты бизнес-плана по данному разделу :
- Описание потребностей потенциальных потребителей
- Используемые информационные каналы и рекламные носители.
- Планирование рекламной компании
— Сроки рекламной компании
— Охват аудитории
— Бюджет рекламной компании
Часть 5. Финансовая часть.
Самый «увлекательный» раздел планирования. Требует математических навыков и логики, т.к. потребуется произвести пошаговые расчеты логичной и понятной последовательности. Раздел отвечает на вопросы:
«Какие затраты предстоит осуществить?». Пункт делиться на две категории: «Затраты на открытие бизнеса» и текущие(ежемесячные оборотные) затраты. Следует рассчитать по возможности все расходы от аренды помещения и покупки оборудования и рекламы до оплаты сотовой связи и т.п. (ведь из «мелочей» зачастую слагаются крупные статьи расходов, )
«Какой оборот и прибыль будет приносить предприятие?». Рассчитав ожидаемое количество проданных услуг, умноженное на стоимость таких услуг вы сможете получить «оборот» (выручку) вашего предприятия из расчета на месяц. Далее следует вычислить прибыль.(выручка за минусом расходов) Данные расчеты следует произвести до полного выхода на рентабельность и далее до планирования увеличения объемов производства (если таковое увеличение предусматривается)
«Как правильно вести бухгалтерский учет и контроль перемещения денежных ср-в на предприятии?». Очень важный момент и еще один краеугольный камень бизнеса, т.к. неправильное распределение и контроль движения средств на предприятии может привести к краху или по крайней мере к существенному недополучению прибыли» Следует выбрать удобную, логичную и прозрачную систему распределения денежных средств, исключающую «финансовые дыры» и прочие негативные факторы.
«Как сократить расходы?». Из вашего бизнеса Вы должны получать максимальную прибыль, а для этого следует оптимизировать и контролировать внутренние и внешние затраты, следует проанализировать планируемые текущие расходы, при необходимости найти альтернативные пути их сокращения (по крайней мере временного, до момента накопления собственных средств)
Пункты бизнес-плана по данному разделу :
- Затраты на становление производства
- Текущие(ежемесячные затраты)
- План по выручкам
- План по прибылям (выручка(оборот) минус расходы)
- План по оптимизации(сокращению) расходов
Часть 5. Подготовка к открытию.
После проведения основного планирования следует организовать подготовку к открытию вашего предприятия Здесь следует выяснит следующие вопросы
«Как юридически правильно оформить деятельность?». Многие начинающие предприниматели отождествляют открытие фирмы с «проблемами оформления». Однако здесь нет в принципе ничего сверхсложного и благо дело наш государственный аппарат регистрации предпринимательской деятельности успел таки уже более или менее оптимизировать свою работу В большинстве случаев вам достаточно будет оформить на себя «Индивидуального предпринимателя». Для большей «солидности» и масштабности вам потребуется оформления ООО(общества с ограниченной ответственность), ЗАО и т.п. Так же в случае аренды готового помещения вам скорее всего не потребуется получения никаких дополнительных разрешений для начала деятельности (сэс, пожарная служба и т.п.) а деятельность автосервиса не подлежит лицензированию
«Как быстро и надежно подобрать помещение для размещения автобизнеса?». Характеристики и инструкции по подбору помещения вы можете посмотреть здесь
«Как подобрать персонал для предприятия?». Требуется четко определить обязанности ваших работников и четкие требования. Обязательно отразите их в виде должностной инструкции и при приеме на работу ознакомьте соискателей с данными инструкциями. Так же разместите правила работы в рабочей зоне предприятия на информационной доске или на видном месте. Продумайте систему мотивации и поощрений для , вашего персонала(премии, бонусы, оплачиваемый отпуск, питание и др.), так же отразите ее в планировании. Обязательно проведите стажировку, понаблюдайте в деле за работой будущего сотрудника. Данные меры позволят повысить качество и производительность труда, тем самым обеспечив важнейшее условие любого успешного бизнеса — высокий уровень предоставляемых услуг.
«Каким образом полностью подготовиться к открытию и с первого дня приступить к качественному обслуживанию?». Требуется составить список всех нерешенных вопросов и тщательно подготовиться к открытию, начав с первого дня качественно и бесперебойно оказывать свои услуги.
Планирование подготовки к открытию включает в себя:
- Составление поэтапного плана подготовки к реализации услуг
- Юридическое оформление
- Подбор помещения
- Покупка оборудования, расходных материалов
- Подбор персонала
- Прочая подготовка
Желаем Вам успешного бизнеса и приумножения прибылей!